Равновесие тьмы
магия равновесия, темная и светлая магия, форум для практиков, обучение

Равновесие тьмы

магический форум практиков, магия равновесия
 
ФорумПорталПубликацииРегистрацияВход
Уважаемые пользователи, просьба поставить себе аватарки для удобства общения!

Поделиться | 
 

 23 апреля – Ярило-Вешний

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Мифриз

avatar

Дата регистрации : 2015-12-06

СообщениеТема: 23 апреля – Ярило-Вешний   Пт Апр 22, 2016 7:47 pm





23 апреля – Ярило-Вешний




На семи ветрах, на серебряных столбах
Двор стоит, ограда белокаменная,
Средь двора два колодца:
Один кипит рыжим золотом, другой –
чистым серебром,
У колодцев тех Ярило-Весень во яри еси
Дела добрые творит, людям благо дарит! 




Ярило Вешний – древний славянский природный праздник (животноводческий и аграрный). В народе его также называют Ярило Теплый. В более позднее время, в эпоху двоеверия, этот праздник называли Егорий. Праздновали Ярилу в 20-ых числах апреля-месяца. 
Ярило Вешний – добрый и заботливый хозяин полей и лугов. Он зачинает Весну, отмыкает Землю, выпуская из-под земного спуда траву зелёную да росу медовую, покровительствует мужику-хлеборобу, давая мочь-силу озимым да всходам. 
По древним поверьям, Ярило перед своим вешним днём садится на белого коня и, держа в деснице живую ветвь да в шуйце – мёртвую голову (его знаки владычества над жизнью и смертью), объезжает все леса и поля, собирая дикое зверьё, и отдаёт хозяйские наказы: где кормиться, где пастись, где охотиться. Ярило – покровитель всякой окруты и волчий пастырь.
Ярило Храбрый – покровитель молодецкой удали, воинской доблести, любовного пыла. Древние видели в небесах Ярилу на белом коне. Перед ним бежала стая волков, за ним – стадо кабанов, позади –
олени и медведи, по бокам – лисицы и куницы, зайцы и соболицы.
Праздновали Ярилу широко. Первыми за дело брались Жрецы и Ведуньи.
Главным делом жреческим на праздновании Ярилы Вешнего было:
Решетом воду носить,
В ступе воду толочь
Да Вилами по воде писать.
В более поздние времена значения этих действ интерпретировали не иначе, как проявление бесполезной работы и бесцельное времяпровождение. Но что же это на самом деле? 
Жрец брал воду из семи источников и решетом переливал эту воду в ступу. Далее Жрец брал пест и начинал пестовать им воду в ступе (т.е. воду толочь), перемешивая между собой семь вод и выталкивая всё негативное, что могло быть в воде, создавая тем самым общий позитивный фон в воде. Далее Ведунья наговаривала на воду, а затем обрядовыми вилами «писала» на воде Черты – боговы знаки, придавая воде нужную структуру. После действа Жрец и Ведунья разносили наговорённую воду по домам, добавляя по кружке в бочки с питьевой водой. Таким образом, вся вода в каждой бочке становилась структурированной.
Праздник Ярилы связан с началом выгона домашнего скота на пастбища. Это был очень важный день для крестьян, и относились к нему с особым вниманием. Выгоняя в первый раз скот в поле, накрывали стол скатертью, клали на стол хлеб да соль, зажигали свечи. Далее отрезали край хлеба, посыпали солью, заворачивали в тряпку и выходили во двор к собранному скоту. Скот кропили водой, окружали нитками, а затем хозяин дома, держа в одной руке хлеб, а в другой – ветки вербы, выгонял скот через ворота, в которых заранее был положен замок, а на нём сковорода, покрытая сверху навозом. Выгнав скот в поле, хозяин надламывал ветку вербы, клал её на землю, на ветку клал хлеб с солью, при этом говорил: «Ярило, вот тебе хлеб и соль. Паси мой скот, Ярило, чтоб не было никакого лиха!»
Лошадей выделяли особо. Ярило считается покровителем лошадей. Ярилин день – конский праздник.
Важную роль в этом празднике играли пастухи. В этот день выбирали пастуха, который весь сезон будет пасти деревенское стадо. Чествовали его, одаривали подарками, угощали мирской яичницей. После пастуха окатывали водой, чтобы всё лето не дремал, а пастух говорил такие слова: «Хоть все глаза прогляди, а без Ярилы не углядишь за стадом». И обращался к Яриле, чтобы стаду впрок корма подножные шли, чтобы паслось стадо подобру-поздорову, не делало потрав на чужих полях, чтобы хранил Ярило стадо от зверя дикого. 
Делали это наши предки от сердца да по совести. Есть в этом и мудрость народная, и деяния нужные, и скоморошины. Сопрягали они пути свои земные с путями небесными. Мы же сегодня на праздниках наших исконных огни зажигаем, Требы Силам Природы (что есть от Рода) приносим, чествуем Ярилу, землю вскрываем да босыми ногами на место то встаём, чтобы почувствовать животоки сил Земли-Матушки да силу её принять.
Каждому да по Мере его пусть прибудет.
Слава Яриле!
Писано Жрецом Родобором (Борутой),
Богам во Славу, людям пользы для.

Ярило – древний бог весны, бог весеннего солнца, погибающий и возрождающийся. Ярила (Ярило) был у древних славян так же богом плодородия, размножения и физической любви. Не случайно, наверное, корень слова, являющегося именем Ярилы, «яр» родил и другие слова, широко распространенные в русском языке. Это и белоярая пшеница, и ярица, так называют ячмень, и бычок-яровичок, и гриб-яровик (ранний), и ярый мед, полученный от молодого роя. «Яр-мед» - вешний мед, с цветов одуванчиков, вишен, золотых петушков, пролесков. Весенние всходы – «яровица», «ярь» - зелень. Яро – весна по-чешски. «Ярынь» - вешнее состояние природы, когда цветут сады, зеленеют поля. Все эти слова связаны с плодородием. Да и слово «ярость» означает порыв стихийный, неукротимый, в чем-то схожий с весенним половодьем, первой грозой. Яростный – значит неукротимый, яровать – неистовать, забываясь. «Разъяриться» - впасть в возбужденное состояние. Ярун – глухарь во время тока, не видящий и не слышащий ничего, кроме подруги и ревнивых соперников, которых надо прогнать. И еще много родственных слов, и все они рассказывают о сильных эмоциях, неподконтрольных рассудку и часто связанных с идеей плодородия, размножения, физической любви. Вот эта сторона любви, которую поэты называют «страстью кипучей», и находилась «в веденье» славянского Бога Ярило. То есть его можно назвать в какой-то степени богом любви.
Ярование - пение веснянок в старину, когда еще не была утрачена языческая обрядовая сторона богослужения: танцы, пляска, состязания, гадание, пение, игра на музыкальных инструментах, на сопелях, дудках и гуслях, принесение жертвы в лесу, обычно на белом камне. Приносили чаще всего ярого агнца, непорочного ягненка, который и был символом единения людей с Небом. Люди на этих Ярованиях обычно радовались, пели, пили, ели и воссылали хвалу божеству Весны.

Ярило представлялся нашим предкам в виде юноши сильного, крепкого, быстроногого, и голова его была покрыта звездочками желтых, синих и белых вешних цветов, вокруг которых кружились пчелы. Среди цветов Ярилы были и фиалки. Вишневый цвет – Ярилин цвет. Ветка черемухи – Ярилина ветка. «Тронуть девушку черемуховой веткой» - считалось объясниться ей в любви. «Ярилин венок», надетый на шею возлюбленной, означал предложение. Влюбленные клялись именем Ярилы в вечной верности друг другу, ходили трижды вокруг цветущего куста и считались с этого дня женихом и невестой. Отсюда и поговорка «Вокруг куста венчаны», ибо оба надевали на головы венки и были таким образом «увенчаны». Обряд венчания в Православной Церкви сохранил эту церемонию. Правда, цветы там заменены коронами - «венцами».
Ярила был, кроме того, богом весеннего сева. Именно из-за отца Ярило стал земледельцем, ведь его отец могучий Велес. Как и его мать, он стал воином (матерью была Дива-Додола). Родился Ярило от того, что Дива понюхала чудесный ландыш, в который превратился Велес.
Ярилу представляют разъезжающим на белом коне и в белой мантии, на голове у него венок из весенних цветов, в левой руке он держит горсть ржаных колосьев, ноги босые. Шел он по лугам, и по следам его цвели цветы; где ступала его нога, там они и расцветали. Там, где ступал старинный бог своими босыми ногами, тотчас вырастала густая рожь, а куда обращались его взоры – там цвели колосья.
В народе считали, что на Ярилу все цветы расцветали особенно пышно, а рожь колосилась обильно. В честь его празднуют время первых посевов, для чего собираются по селам девушки и, избрав из себя одну, одевают ее точно так, как представляется народному воображению Ярило, и сажают на белого коня. Вокруг избранной длинною вереницей извивается хоровод; на всех участницах игрища должны быть венки из свежих цветов. Этот обряд совершается в чистом поле – на засеянных нивах, в присутствии стариков. Хоровод возглашает песню, в которой воспеваются благие деяния старинного бога, как он ходит по свету, растит рожь на нивах и дарует людям чадородие.
Влачился Ярыло
Па усему свету,
Полю жито радзив,
Людзям дзеци пладзив.
А гдзе ж он нагою,
Там жито капною,
А гдзе же он на зырне,
Там Колас зацвице…

Ярилины дни:
Таковых в славянском календаре два основных: 
Ярила Вешний — 23 цветеня/апреля-месяца да Ярила Мокрый — 3 кресеня/июня-месяца.
На Ярилу Вешнего — 23 цветеня/апреля-месяца — Ярила «отмыкает» (оплодотворяет) Мать Сыру Землю и «выпускает росу», отчего начинается бурный рост трав. 
Ярила Мокрый — 3 кресеня/июня-месяца — праздник конца весны и начала лета, когда на смену Младому Яриле-Весеню приходит Трисветлый Даждьбог. В эпоху двоеверия на Руси отмечали о сию пору Троицу и Духов день. В народе говорили: «С Духова дня не с одного неба — из-под земли тепло идёт», «Придёт Свят Дух — будет на дворе, как на печке». Согласно народным поверьям, сего дня как огня боится всякая нечисть, а перед самым Солнечным восходом на Духов день открывает Мать Сыра Земля свои тайны, и потому знахари ходят в это время «наслушивать клады». Как и на Ярилу Вешнего, роса в этот день считается священной и целебной... 
Так же Ярилу чествуют на Сороки — 9 березозола/марта-месяца, когда творят заклички Весны с «Ярилиных плешей» — вершин холмов, с которых уже сошёл снег; на Весеннее Равноденствие (на Масленицу-Комоедицу) — 25 березозола/марта-месяца, когда встречают Весну-Деву; а так же — во время празднования практически всех остальных Святодней весны и начала лета — Кологодного Удела Ярилы. А когда настанет праздник Макушки Лета — Честна Купала — 24 кресеня/июня-месяца — Ярилу «провожают» во Ино: шутейно «хоронят».

В эпоху двоеверия культ Ярилы был соотнесен с культом Георгия-Победоносца, поскольку имя святого воителя означает "земледелец". Не последнюю роль сыграло и созвучие Ярило - Юрий (одна из форм имени Георгий). Лучше всего сближение языческого и христианского культов можно видеть на примере Ярослава Мудрого, чье крестное имя было Георгий; он ввел осенний Юрьев день - праздник окончания сельскохозяйственного года, отмечавшийся только на Руси.

Красивая сказка о Яриле в книге П. И. Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах»:
«Лежала Мать Сыра Земля во мраке и стуже. Мертва была – ни света, ни тепла, ни звуков, никакого движенья.
И сказал вечно радостный светлый Яр: «Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать Сыру Землю, хороша ль, пригожа ль она, придется ли по мысли нам?»
И пламень взора светлого Яра в одно мановенье пронизал неизмеримые слои мрака, что лежали над спавшей землею. И где Ярилин взор прорезал тьму, тамо воссияло солнце красное.
И полились через солнце жаркие волны лучезарного Ярилина света. Мать Сыра Земля ото сна пробуждалася и в юной красе, как невеста на брачном ложе, раскинулась… Жадно пила она золотые лучи живоносного света, и от того света палящая жизнь и томящая нега разлились по недрам ее.
Несутся в солнечных лучах сладкие речи бога любви, бога Ярилы: «Ох ты гой еси, Мать Сыра Земля! Полюби меня, бога светлого, за любовь твою я украшу тебя синими морями, желтыми песками, зеленой муравой, цветами алыми, лазоревыми, народишь от меня милых детушек число несметное…»
Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого и от жарких его поцелуев разукрасилась злаками, цветами, темными лесами, синими морями, голубыми реками, серебристыми озерами. Пила она жаркие поцелуи Ярилины, и из недр ее вылетали поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и полевые звери, в реках и морях заплавали рыбы, в воздухе затолклись мелкие мушки да мошки. И все жило, все любило, и все пело хвалебные песни: отцу – Яриле и матери – Сырой Земле.
И вновь из красного солнца любовные речи Ярилы несутся: «Ох ты гой еси, Мать Сыра Земля! Разукрасил я тебя красотою, народила ты милых детушек число несметное, полюби меня пуще прежнего, породишь от меня детище любимое».
Любы были те речи Матери Сырой Земле, жадно пила она живоносные лучи и породила человека… И когда вышел он из недр земных, ударил его Ярило по голове золотой Вожжой – ярой молнией. И от той молоньи ум в человеке зародился. Здравствовал Ярило любимого земнородного сына небесными громами, потоками молний. И от тех громов, от той молнии вся живая тварь в ужасе встрепенулась: разлетались поднебесные птицы, попрятались в пещеры дубравные звери, один человек отвечал вещим словом, речью крылатою… И, услыша то слово и узрев царя своего и владыку, все древа, все цветы и злаки перед ним преклонились, звери, птицы и всякая живая тварь ему подчинилась.
Ликовала Мать Сыра Земля в счастье, в радости, чаяла, что Ярилиной любви ни конца, ни края нет… Но по малом времени красно солнышко стало низиться, светлые дни укоротились, дунули ветры холодные, замолкли птицы певчие, завыли звери дубравные, и вздрогнул от стужи царь и владыка всей твари дышащей и недышащей…
Затуманилась Мать Сыра Земля и с горя-печали оросила поблекшее лицо свое слезами горькими – дождями дробными.
Плачется Мать Сыра Земля: «О ветре ветрило!... Зачем дышишь на меня постылою стужей?... Око Ярилино – красное солнышко!... Зачем греешь и светишь ты не по-прежнему?... Разлюбил меня Ярило-бог – лишиться мне красоты своей, погибать моим детушкам, и опять мне во мраке и стуже лежать!.. И зачем узнавала я свет, зачем узнавала жизнь и любовь?... Зачем спознавалась с лучами ясными, с поцелуями бога Ярилы горячими?...»
Безмолвен Ярило.
«Не себя мне жаль, - плачется Мать Сыра Земля, сжимаясь от холода, - скорбит сердце матери по милым детушкам».
Говорит Ярило: «Ты не плачь, не тоскуй, Мать Сыра Земля, покидаю тебя ненадолго. Не покинуть тебя на время – сгореть тебе до тла под моими поцелуями. Храня тебя и детей наших, убавлю я на время тепла и света, опадут листья на деревьях, завянут травы и злаки, оденешься ты снеговым покровом, будешь спать-почивать до моего приходу… Придет время, пошлю к тебе вестицу – Весну Красну, следом за Весною я сам приду».
Плачется Мать Сыра Земля: «Не жалеешь ты, Ярило, меня, бедную, не жалеешь, светлый боже, детей своих!... Пожалей хоть любимое детище, что на речи твои громовые отвечал тебе вещим словом, речью крылатою… И наг он и слаб – сгинуть ему прежде всех, когда лишишь нас тепла и света…»
Брызнул Ярило на камни молоньей, облил палючим взором деревья дубравные. И сказал Матери Сырой Земле: «Вот я разлил огонь по камням и деревьям. Я сам в том огне. Своим умом-разумом человек дойдет, как из дерева и камня свет и тепло брать. Тот огонь – дар мой любимому сыну. Всей живой твари будет на страх и ужас, ему одному на службу».
И отошел от Земли бог Ярило…. Понеслися ветры буйные, застилали темными тучами око Ярилино – красное солнышко, нанесли снега белые, ровно в саван окутали в них Мать Сыру Землю. Все застыло, все заснуло, не спал, не дремал один человек – у него был великий дар отца Ярилы, а с ним и свет и тепло»…
Вернуться к началу Перейти вниз
 

23 апреля – Ярило-Вешний

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Равновесие тьмы :: МАГИЯ НАРОДОВ И ГОСУДАРСТВ :: Славянская и Языческая магия :: Праздники-